Ровно 15 лет назад подхватив три чемодана и сына-подростка мы уезжали из закипающего “новыми революционными идеями” Узбекистана в неизвестность.
Без языка без друзей и родных… На что мы надеялись????
Наверное на свои головы и руки.
Мой папа говорил нам при отъезде;” Вам будет ОЧЕНЬ тяжело вашему ребенку будет ТЯЖЕЛО но зато вашим внукам будет ХОРОШО!”
Хоть мы и не были очень молодыми трудностей не боялись.
Уезжали в холодную январскую ночь
11 лет мы прожили в Хайфе - портовом городе сбегающем по горе Кармель как по ступенькам к морю. И вот уже четыре года мы живем в Западной Галлилее на самой границе с Ливаном. Место где расположен наш кибуц Илон живописно и красиво.
С одной стороны горы плавно перетекающие в холмы с другой до самого горизонта раскинулось море
Вид на море из кибуца
Наши горы
История кибуцев закончилась
Но у нее может оказаться весьма неожиданное продолжение…
Добавлено 31.01.2008 в 09:46
В начале января в Израиле произошло историческое событие, которое, как ни странно, никто (или почти никто) не заметил. Расположенный на Голанских высотах кибуц Натур стал первым в стране кибуцем, официально поменявшим свой статус на мошав, то есть сельскохозяйственный поселок. Первым, и, как убеждены многие, далеко не последним. Предполагается, что к 2015 году в мошавы превратятся более 75% всех израильских кибуцев, а к 2020-му в стране останется не больше 10 сельскохозяйственных коммун, и обществом они будут восприниматься как случайно уцелевшие мастодонты. Словом, как любил говорить в свое время один известный политический деятель, процесс пошел, и теперь его уже не остановишь. История израильских кибуцев подошла к своей последней, чуть грустной, но вместе с тем отнюдь не трагической главе…
Натур как символ идейного заката
История кибуца Натур и в самом деле показательна. В сущности она представляет собой последний этап кибуцного движения, когда большинству израильтян стало ясно, что эта идея себя исчерпала. Однако в самом движении еще оставались люди, верившие, что в кибуцы можно вдохнуть новую жизнь. Именно такие идеалисты, молодежь из прокоммунистического движения "А-шомер а-цаир", в 1980 году вместе с солдатами бригады НАХАЛ основали в 1980 году Натур и попытались привлечь в него своих единомышленников.
Тогда, в начальный период жизни кибуца, в нем были общие детская спальня, столовая, прачечная и даже буфет, из которого каждый из 40 членов кибуца мог в любое время взять столько сладостей и сигарет, сколько ему хотелось. Само собой, оплата всех счетов за телефон и коммунальные услуги, все налоговые отчисления и т.д. производилась за счет кибуца. Однако очень скоро стало ясно, что плоды совместного труда не покрывают общий объем совместных расходов; что среди кибуцников далеко не все работают в полную силу, а еще есть те, кто явно злоупотребляет возможностью бесплатно пользоваться теми или иными благами. Все это вольно или невольно порождало склоки между кибуцниками, и вскоре многие из них стали оставлять Натур. На смену им приходили другие, но и те не задерживались тут надолго. В результате сегодня в Натуре из основателей кибуца живет лишь 45-летний Манди Кремер. Другой старейший (но совсем не старый) кибуцник, Гиль Московский, поселился в нем в 1983 году.
К 2005 году в Натуре оставалось всего 19 семей. Обрабатывать приписанные к кибуцу большие сельскохозяйственные угодья они не могли. Все в кибуце пришло в крайнее запустение. На его улицах в любое время суток стояла мертвая тишина, так как во всем кибуце не было ни одного ребенка. Тогда, в 2005-м, эти 19 семей собрались, чтобы решить, как им жить дальше, и 17 голосами против 2 постановили начать процесс преобразования кибуца в мошав.
Это было поистине историческое решение, так как до сих пор все проводимые в кибуцах реформы были направлены лишь на частичную приватизацию и не затрагивали главного – общей собственности на землю и средства производства, заодно сохраняя некоторые другие элементы коммуны. Натур стал первым, где решили зарезать "священную корову", то есть добиться изменения своего статуса: превращения кибуца в мошав с полным отказом от всех элементов кибуцного образа жизни и разделом земли, принадлежащей Натуру, между его членами. В январе 2008 года, после того как были преодолены все бюрократические процедуры, это решение вступило в силу, и Натур стал мошавом, а каждый его старожил – законным владельцем участка земли размеров в 3500 кв.м.
В ближайшие месяцы в мошавы, как ожидается, будут преобразованы еще два кибуца, а до конца этого года их число может достигнуть десяти.
А самое интересное - именно сейчас Натур начинает расцветать…
Время возрождения?
Как рассказывают жители бывшего кибуца, в том же 2005 году, узнав о том, что Натур будет преобразован в мошав, к ним пришли несколько молодых парней в вязаных кипах – учащиеся одной из армейских иешив, расположенной на севере страны. Жить в кибуце им не хотелось, а вот обосноваться в мошаве вместе с друзьями, с которыми они бок о бок прошли армейскую службу, показалось весьма заманчивым. Сами кибуцники, всю жизнь старавшиеся держаться подальше от "религиозных фанатиков", вдруг обнаружили, что эти ребята им весьма симпатичны, и дали "добро" на их поселение в будущем мошаве. Вскоре в Натуре снова зазвучал детский смех и заработали ясли – у новых жителей стали один за другим рождаться дети.
Сейчас все обитатели бывшего кибуца полны надежд и планов на будущее. Одна из проживающих в нем молодых семей решила создать SPA-центр для туристов, другая поставила 160 ульев, третья собирается заняться производством консервированных компотов и варений... Все это выглядит тем более реально, что требует относительно небольших вложений. Достаточно сказать, что построить в Натуре хороший, прочный и теплый дом стоит 120 тысяч шекелей. Новоявленные мошавники убеждены, что в итоге к ним приедут как минимум 100 новых семей. В том, что чуть ли не все кибуцы страны в итоге разделят судьбу Натура, никто не сомневается.
- У них просто нет выхода, - говорят в Натуре.
Ничто на земле не проходит бесследно…
Отношение к кибуцам в израильском обществе в целом, а среди представителей нашей алии в особенности, весьма и весьма специфическое. Автору этих строк не раз приходилось выслушивать от новых репатриантов ироничные, а то и презрительные реплики в адрес кибуцников, а в особенности в адрес основателей этих коммун, бредивших социалистическими идеями.
На мой же сугубо личный взгляд, любой идеализм заслуживает уважения. И идеализм отцов-основателей кибуцев, начавших основывать в Эрец-Исраэль первые сельскохозяйственные коммуны еще в 50-х годах прошлого века, в этом смысле не является исключением. Более того, не стоит забывать, что именно кибуцы сыграли решающую роль в освоении евреями Эрец-Исраэль и таким образом подготовили почву для возрождения Государства Израиль и определения его границ. Как не стоит забывать и о том, что в Войне за Независимость молодое еврейское государство выстояло в немалой степени благодаря мужеству кибуцников.
И в последующие десятилетия кибуцы и их жители продолжали играть весьма заметную роль в жизни страны, поставляя народу сельскохозяйственную продукцию, а народной армии – прекрасных солдат и офицеров.
Когда в 1987 году выяснилось, что многие кибуцы страны находятся на грани банкротства и краха, для многих это известие оказалось неожиданностью. Между тем, экономический кризис был следствием не только обрушившейся на страну засухи, но и крахом самой кибуцной идеологии. Иные пытаются связать это явление с Михаилом Горбачевым, нанесшим удар под дых социалистической идеологии в целом, но на самом деле процесс увядания начался в кибуцах еще в начале 70-х годов, и к концу 80-х стало ясно, что идея жизни в сельскохозяйственных коммунах себя изжила.
90-е годы прошли под знаком продолжающегося увядания и одновременно преобразования кибуцев.
С одной стороны, отслужив в армии, кибуцная молодежь спешила использовать деньги кибуцев для получения высшего образования, а получив его, нередко не только не возвращалась в родные пенаты, но и вообще покидала Израиль и перебиралась жить в Штаты или Канаду. Сегодня почти треть израильтян, живущих в этих странах, составляют именно уроженцы кибуцев. Все это заставляло кибуцников отказаться от фундаментального принципа отцов-основателей и начать пользоваться наемным трудом – прежде всего трудом гастарбайтеров и новых репатриантов из бывшего СССР. С другой стороны, в те годы в кибуцах стали происходить кардинальные перемены. Занятие сельским хозяйством становилось для кибуцев делом едва ли не второстепенным, на первый план выступали доходы от открытых на их территории промышленных предприятий, работающих на основе высоких технологий, от развития туристических аттракций и сдачи кибуцной земли в аренду под гигантские торговые центры или те же промышленные предприятия.
Таким образом, кибуцы из открытых сельскохозяйственных коммун, всегда готовых принять новых членов, начали на глазах превращаться в коллективных рантье, делящих общий доход между своими и закрытых для всех остальных. Эти перемены не могли не вызвать глобальных изменений в образе жизни кибуцников. В кибуцах то и дело проводились общие собрания, на которых их участники шаг за шагом отказывались от основополагающих принципов мироустройства кибуца. От уравниловки при оплате труда. От общих спален для детей. От получения одежды исключительно со склада кибуца. От принципа равного потребления материальных благ, согласно которому у всех в кибуце должны быть одинаковая мебель, одинаковые радиоприемники, телевизоры и т.д. От общих столовых…
Сегодня большинство жителей 273 все еще официально действующих в стране кибуцев составляют люди в возрасте 50 лет и старше. Сами жители кибуцев составляют не более 1,8% населения страны (то есть за десятилетие их число уменьшилось почти в 2 раза). У всех или почти у всех кибуцников дети живут либо за границей, либо в том или ином крупном городе Израиля, а родителей навещают раз в месяц, а то и реже. Разумеется, никакого участия кибуцной жизни они не принимают.
Сами же обитатели кибуцев заняты, в основном, той или иной руководящей работой, в то время как непосредственно физическим трудом занимаются либо гастарбайтеры, либо наемные рабочие-израильтяне, либо молодые волонтеры, которые все еще приезжают в кибуцы из других стран в поисках романтики и возможности бесплатно пожить под кибуцной крышей (как известно, при недавнем обстреле кибуца Айн а-Шлоша на его поле погиб именно волонтер – гражданин Эквадора Карлос Муракас-Чавес).
Теперь большинство кибуцников получают зарплату или пенсию (многие кибуцы, чтобы обеспечить пенсии своим членам, продали часть своих сельскохозяйственных угодий), а членство в кибуцах позволяет им пользоваться еще и дополнительными благами, оставшимися от прежней жизни: бесплатным бассейном, общей прачечной и т.п. Но прежней атмосферы, атмосферы коллективизма и братства - а что бы там ни говорили, была эта атмосфера, была, и я сам видел, с какой тоской вспоминают о ней старые кибуцники, - давно уже нет и в помине.
Таким образом, по сути дела история кибуцев в подлинном, первоначальном значении этого слова закончилась давно. И то, что большинство кибуцников пока еще держатся за прежнее название и за коллективную собственность на землю, уже ничего не значит. Рано или поздно они вынуждены будут пойти по пути Натура. Только тогда на их ныне пустынных зеленых улочках снова зазвучит детский смех, а в заброшенных садах начнут наливаться соком яблоки. Ведь любой финал – это всегда начало чего-то другого…